Гран-При:
«Лимб»
Авторы: Елизавета Дворщенко, Борис Гусев, Санкт-Петербург

(лат. limbus — рубеж, край, предел) — пространство между мирами

о крематории
С чем обычно ассоциируется кладбище? Что-то страшное и отталкивающее. В современном городе можно менять закрытые территории кладбища, интегрировав их в ткань города, превратив эти места в парки и добавив смысла. Смерть — это естественный процесс. Боясь и не принимая ее, мы делаем этот процесс чем-то закрытым. Наш проект — это переосмысление смерти и отношения к ней.

о пути
Жизнь человека — это длинный путь. Потеряв близкого, он ощущает пустоту и утрату. Сбежав от всех, он остается один. Перед ним портал, в который он осмеливается войти. Его направляют. Свет просачивается между кирпичами. Он осознает, куда ведет этот путь. Он остается один на один. Прощание. Он отпускает его в последний путь. Шум в ушах. Когда огонь потухает, в его руках оказывается кирпич — единственный материальный след. Он поднимается и видит свет. Шум воды заполняет пространство. Света все больше. Перед ним лес и стена, состоящая из сотни таких же кирпичей. Он оставляет здесь кирпич — след и память ушедшего человека. Он был в лимбе и прошел этот путь. Вокруг свежий запах деревьев, звук города вдалеке.

о парке
На месте Тучкого буяна раньше располагался живописный остров. В середине 20-го века главный архитектор Баранов предложил создать единую парковую систему от Петропавловской крепости до конца Петровского острова. Сейчас это место пустует уже несколько десятков лет. В своем проекте мы предлагаем на этой территории парк, в котором находится крематорий. Стена состоит из трех частей: крематорий — прощание, мост — переходное состояние и колумбарий — некрополь. Начинаясь монументально и строго, стена дальше развивается произвольно. Оставляя здесь частичку ушедших, люди формируют продолжение стены.


В проекте использован материал: petersen-k11-texture-dark-mortar


гран-при:
«Лимб»


Авторы: Елизавета Дворщенко, Борис Гусев, Санкт-Петербург

(лат. limbus — рубеж, край, предел) — пространство между мирами

о крематории
С чем обычно ассоциируется кладбище? Что-то страшное и отталкивающее. В современном городе можно менять закрытые территории кладбища, интегрировав их в ткань города, превратив эти места в парки и добавив смысла. Смерть — это естественный процесс. Боясь и не принимая ее, мы делаем этот процесс чем-то закрытым. Наш проект — это переосмысление смерти и отношения к ней.

о пути
Жизнь человека — это длинный путь. Потеряв близкого, он ощущает пустоту и утрату. Сбежав от всех, он остается один. Перед ним портал, в который он осмеливается войти. Его направляют. Свет просачивается между кирпичами. Он осознает, куда ведет этот путь. Он остается один на один. Прощание. Он отпускает его в последний путь. Шум в ушах. Когда огонь потухает, в его руках оказывается кирпич — единственный материальный след. Он поднимается и видит свет. Шум воды заполняет пространство. Света все больше. Перед ним лес и стена, состоящая из сотни таких же кирпичей. Он оставляет здесь кирпич — след и память ушедшего человека. Он был в лимбе и прошел этот путь. Вокруг свежий запах деревьев, звук города вдалеке.

о парке
На месте Тучкого буяна раньше располагался живописный остров. В середине 20-го века главный архитектор Баранов предложил создать единую парковую систему от Петропавловской крепости до конца Петровского острова. Сейчас это место пустует уже несколько десятков лет. В своем проекте мы предлагаем на этой территории парк, в котором находится крематорий. Стена состоит из трех частей: крематорий — прощание, мост — переходное состояние и колумбарий — некрополь. Начинаясь монументально и строго, стена дальше развивается произвольно. Оставляя здесь частичку ушедших, люди формируют продолжение стены.


В проекте использован материал: petersen-k11-texture-dark-mortar
лучший проект в номинации «кирпичный городской дом»:
«Солдатский Переулок, 8а»
Автор: Петер Элверум, Санкт-Петербург

Город, как объект, является тесным соприкосновением в пространстве индивида с обществом, где конфликт и диалог сосуществуют и образуют единство. Индивид находится в непрерывном лабиринте, где стены/фасады города подсознательно формируют человека. Город демонстрирует сосуществование различных и непрерывных слоев истории в одном пространстве, где прошлое присутствует в настоящем, а настоящее диктует будущему. Термин непрерывность является главным стержнем города, как и обычный квартал в городе образует непрерывную контрастную по идентичности линию фасада.

В Санкт-Петербурге, как и в любых городах Европы, существуют «прорехи», — забытые части территорий в не видимой на глаз ткани города. Такие пробелы образуются в исторических слоях города, где застройка образует странные по форме участки, трудные для возведения архитектурных форм. В таких местах непрерывность теряет свою функцию, таким образом город страдает. Решение заполнения пробелов поможет «заштопать» непрерывную ткань города, а также станет интересной для архитекторов задачей по оптимизации участка. Застройка таких пробелов дает новые возможности для развития города, расширения доступной жилой площади и улучшения благоустройства в густонаселенных городах. В больших городах, как Петербург, особенно в центральных районах, земля для застройки становится дорогой и малочисленной. Это должно вызвать интерес у архитекторов и застройщиков к этим забытым участкам. Такие участки трудны для застройки и требуют индивидуального и чуткого подхода к каждому из них. Работа над их проектированием может привести к интересным и вдохновляющим результатам, которые поддержат непрерывность города.

Кирпич — основной строительный материал исторической части Санкт-Петербурга. В моем проекте я продолжаю и развиваю эту традицию. Мой проект использует кирпич не только как фасадную оболочку, но и романтизирует использование кирпича, как материала для конструкции. Подчеркивая романтизм материала, межэтажные перекрытия представляют собой кирпичные цилиндрические своды на стальных двутавровых балках, а три несущие поперечные стены полностью состоят из кирпича.

Проект имеет своеобразный симбиоз аскетизма и романтизма. Аскетизм — как ответ на проблемы настоящего времени, и романтизм- как идея непрерывности прошлого и будущего города.

В Петербург, как и в любом другом городе, встречаются пустые участки в застройке. На ген-планe (1.20 000) показаны потенциальные участки застройки (серая штриховка), выбранный для проекта участок (черная штриховка) находится на границе Литейного и Смольного округов. Именно этот район отличается большим количеством «ям» в линии застройки. В большинстве случаях «ямы» используются как парковочные площадки и не являются приятными местами для обитания. Город должен развиваться в сторону уплотнения, а не расширятся за счет намывов в Финском заливе, которые вызывают негативное реакцию среди населения и портят городскую ткань Петербурга.

Предлагаемый мною участок находится в жилом квартале застройки конца XIX и начало XX веков. Сегодня участок пустует и занят парковкой. Так называемый «пробел» составляет по фасадной линии 9 метров с предполагаемой площадью застройки 98 м². Южная/фасадная часть участка обращена на озелененный тихий переулок, что придает месту привлекательный потенциал для жилой застройки. Северная часть участка выходит во двор. Этажность прилегающих зданий к участку составляет 5 и 3 этажа. Застройка площадки придаст целостность кварталу, что поддержит непрерывную городскую ткань.


лучший проект в номинации «кирпичный городской дом»:
«Солдатский переулок, 8а»


Автор: Петер Элверум, Санкт-Петербург

Город, как объект, является тесным соприкосновением в пространстве индивида с обществом, где конфликт и диалог сосуществуют и образуют единство. Индивид находится в непрерывном лабиринте, где стены/фасады города подсознательно формируют человека. Город демонстрирует сосуществование различных и непрерывных слоев истории в одном пространстве, где прошлое присутствует в настоящем, а настоящее диктует будущему. Термин непрерывность является главным стержнем города, как и обычный квартал в городе образует непрерывную контрастную по идентичности линию фасада.

В Санкт-Петербурге, как и в любых городах Европы, существуют «прорехи», — забытые части территорий в не видимой на глаз ткани города. Такие пробелы образуются в исторических слоях города, где застройка образует странные по форме участки, трудные для возведения архитектурных форм. В таких местах непрерывность теряет свою функцию, таким образом город страдает. Решение заполнения пробелов поможет «заштопать» непрерывную ткань города, а также станет интересной для архитекторов задачей по оптимизации участка. Застройка таких пробелов дает новые возможности для развития города, расширения доступной жилой площади и улучшения благоустройства в густонаселенных городах. В больших городах, как Петербург, особенно в центральных районах, земля для застройки становится дорогой и малочисленной. Это должно вызвать интерес у архитекторов и застройщиков к этим забытым участкам. Такие участки трудны для застройки и требуют индивидуального и чуткого подхода к каждому из них. Работа над их проектированием может привести к интересным и вдохновляющим результатам, которые поддержат непрерывность города.

Кирпич — основной строительный материал исторической части Санкт-Петербурга. В моем проекте я продолжаю и развиваю эту традицию. Мой проект использует кирпич не только как фасадную оболочку, но и романтизирует использование кирпича, как материала для конструкции. Подчеркивая романтизм материала, межэтажные перекрытия представляют собой кирпичные цилиндрические своды на стальных двутавровых балках, а три несущие поперечные стены полностью состоят из кирпича.

Проект имеет своеобразный симбиоз аскетизма и романтизма. Аскетизм — как ответ на проблемы настоящего времени, и романтизм- как идея непрерывности прошлого и будущего города.

В Петербург, как и в любом другом городе, встречаются пустые участки в застройке. На ген-планe (1.20 000) показаны потенциальные участки застройки (серая штриховка), выбранный для проекта участок (черная штриховка) находится на границе Литейного и Смольного округов. Именно этот район отличается большим количеством «ям» в линии застройки. В большинстве случаях «ямы» используются как парковочные площадки и не являются приятными местами для обитания. Город должен развиваться в сторону уплотнения, а не расширятся за счет намывов в Финском заливе, которые вызывают негативное реакцию среди населения и портят городскую ткань Петербурга.

Предлагаемый мною участок находится в жилом квартале застройки конца XIX и начало XX веков. Сегодня участок пустует и занят парковкой. Так называемый «пробел» составляет по фасадной линии 9 метров с предполагаемой площадью застройки 98 м². Южная/фасадная часть участка обращена на озелененный тихий переулок, что придает месту привлекательный потенциал для жилой застройки. Северная часть участка выходит во двор. Этажность прилегающих зданий к участку составляет 5 и 3 этажа. Застройка площадки придаст целостность кварталу, что поддержит непрерывную городскую ткань.
2-е место в номинации «кирпичный городской дом»:
«Центр экспериментальной музыки»
Автор: Антон Федин, Москва

В Москве промзоны занимают почти четверть городской территории. В последние годы многие из них обрели новое значение и стали креативными и торговыми кластерами. Научиться работать с бывшими промышленными зонами, а не разрушать их — одна из главных задач, стоящих перед современными городами.

Данный проект является предложением по осмыслению и ревитализации кирпичного наследия Краснопресненского лакокрасочного завода в Москве. Проект предлагает работать с уже сложившейся структурой внутри завода. В качестве места для своего проекта я выбрал площадь, образованную длинными ортогональными заводскими корпусами, существующими деревьями и кирпичной трубой, ставшей доминантой для всего завода.

Мне было интересно подумать над тем, чем являются пространства бывших заводов для людей сейчас, над тем феноменом, что часто такие территории становятся местом притяжения и создания альтернативной культуры. Своим проектом я бы хотел создать осязаемую связь между двумя этими культурами, создать пространство работающее на разных уровнях, имеющее и представляющее много людей с разными интересами. Так часть территории бывшего Краснопресненского лакокрасочного завода становится местом для Центра экспериментальной музыки, добавляя месту новые смыслы и сценарии.

Мой проект работает на двух высотных уровнях.
С уровни земли- это городская площадь, из поверхности которой, как трубы вырастают
объемы подземных аудиторий. Пространство под землей похоже по ощущению на пространство площади. Там находится объединяющее пространство в котором дисперсно располагаются объемы музыкальных аудиторий, звукозаписывающих студий и концертных залов. В сплошных объемах находится фундамент трубы и корни существующих деревьев. Заводская труба остается доминантой площади, при этом обретая новую функцию.

Опираясь на перфоманс, разработанный Кодзо Инадой и французом Кристофом Шарлем, в шахту трубы устанавливается система, выдающая музыку снизу и сверху шахты. Внутри создается особое акустическое пространство. Что касается объемов классов, то их форма обусловлена распространением звуковых волн. Чтобы исправить и улучшить акустику в помещении, используют акустические ловушки. Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом- главная акустическая проблема большинства помещений.

Создание пространств, не имеющих параллельных поверхностей, помогает не только улучшить акустические показатели, но и варьировать характер акустического ландшафта. В каждом из объемов возникает своя акустика, подходящая тому или иному инструменту или музыканту. Где-то оно более приземистое, а где-то очень высокое, где акустика становится похожей на акустику в церквях.
2-е место в номинации «кирпичный городской дом»:
«Центр экспериментальной музыки»


Автор: Антон Федин, Москва

В Москве промзоны занимают почти четверть городской территории. В последние годы многие из них обрели новое значение и стали креативными и торговыми кластерами. Научиться работать с бывшими промышленными зонами, а не разрушать их — одна из главных задач, стоящих перед современными городами.

Данный проект является предложением по осмыслению и ревитализации кирпичного наследия Краснопресненского лакокрасочного завода в Москве. Проект предлагает работать с уже сложившейся структурой внутри завода. В качестве места для своего проекта я выбрал площадь, образованную длинными ортогональными заводскими корпусами, существующими деревьями и кирпичной трубой, ставшей доминантой для всего завода.

Мне было интересно подумать над тем, чем являются пространства бывших заводов для людей сейчас, над тем феноменом, что часто такие территории становятся местом притяжения и создания альтернативной культуры. Своим проектом я бы хотел создать осязаемую связь между двумя этими культурами, создать пространство работающее на разных уровнях, имеющее и представляющее много людей с разными интересами. Так часть территории бывшего Краснопресненского лакокрасочного завода становится местом для Центра экспериментальной музыки, добавляя месту новые смыслы и сценарии.

Мой проект работает на двух высотных уровнях.
С уровни земли- это городская площадь, из поверхности которой, как трубы вырастают
объемы подземных аудиторий. Пространство под землей похоже по ощущению на пространство площади. Там находится объединяющее пространство в котором дисперсно располагаются объемы музыкальных аудиторий, звукозаписывающих студий и концертных залов. В сплошных объемах находится фундамент трубы и корни существующих деревьев. Заводская труба остается доминантой площади, при этом обретая новую функцию.

Опираясь на перфоманс, разработанный Кодзо Инадой и французом Кристофом Шарлем, в шахту трубы устанавливается система, выдающая музыку снизу и сверху шахты. Внутри создается особое акустическое пространство. Что касается объемов классов, то их форма обусловлена распространением звуковых волн. Чтобы исправить и улучшить акустику в помещении, используют акустические ловушки. Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом- главная акустическая проблема большинства помещений.

Создание пространств, не имеющих параллельных поверхностей, помогает не только улучшить акустические показатели, но и варьировать характер акустического ландшафта. В каждом из объемов возникает своя акустика, подходящая тому или иному инструменту или музыканту. Где-то оно более приземистое, а где-то очень высокое, где акустика становится похожей на акустику в церквях.


3-е место в номинации «кирпичный городской дом»:
«Дом Скиапарелли»
Авторы: Сергей Дзюба, Арсений Ковалев, Вера Кузнецова, Санкт-Петербург

Богатая история применения кирпича в строительстве выявляет множество свойств, характерный для кирпича как архитектурного элемента. Не смотря на свою очевидную дискретность, кирпич работает только в системе с другими конструктивными элементами, бетоном и цементным раствором. Но что ни менее важно, кирпич обладает особым онтологическим свойством — регистрировать отсутствие стены, частью которой он является.

Это свойство материал унаследовал у каменной кладки античных памятников и средневековых замков, где дискретные однородные элементы формировали массу здания, зачастую превосходящую по площади и объёму внутреннее пространство.

Поэтому сегодня именно кирпич видится материалом, который лучше всего подходит для критики модернистского пространства, которое концептуализируется как универсальное вместилище. Взамен, кирпич предоставляет возможность создания пространства нового качества: пространства как отношения между объектами.


3-е место в номинации «кирпичный городской дом»:
«Дом Скиапарелли»


Авторы: Сергей Дзюба, Арсений Ковалев, Вера Кузнецова, Санкт-Петербург

Богатая история применения кирпича в строительстве выявляет множество свойств, характерный для кирпича как архитектурного элемента. Не смотря на свою очевидную дискретность, кирпич работает только в системе с другими конструктивными элементами, бетоном и цементным раствором. Но что ни менее важно, кирпич обладает особым онтологическим свойством — регистрировать отсутствие стены, частью которой он является.

Это свойство материал унаследовал у каменной кладки античных памятников и средневековых замков, где дискретные однородные элементы формировали массу здания, зачастую превосходящую по площади и объёму внутреннее пространство.

Поэтому сегодня именно кирпич видится материалом, который лучше всего подходит для критики модернистского пространства, которое концептуализируется как универсальное вместилище. Взамен, кирпич предоставляет возможность создания пространства нового качества: пространства как отношения между объектами.
лучший проект в номинации «кирпичный загородный дом»:
«Подклет»
Авторы: Борис Немцев, Илья Сухаревский, Санкт-Петербург

По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие.
Абрахам Маслоу

Проект «подклет» — это фундамент и первый этаж будущего дома. Жители, обеспеченные всем необходимым для комфортного проживания и надежной основой для строительства, реализуют самостоятельно верхние этажи.

Личные ценности и потребности хозяев получают в надстройке свое выражение. Так можно решить проблему совместного проживания семьи в двух поколениях, используя по максимуму имеющиеся ресурсы для расширения дома, вместо того, чтобы брать кредит на приобретение жилья, а можно обустроить мастерскую художника, домашнюю обсерваторию, библиотеку, оранжерею или питомник кошек.

Таким образом формируется разнообразие застройки, каждый проект обретает уникальный облик. Концепт открывает свежий взгляд на преимущества загородного проживания, ставшего более распространенным в период пандемии, популяризует традиции русской кирпичной архитектуры.


лучший проект в номинации «кирпичный загородный дом»:
«Подклет»


Авторы: Борис Немцев, Илья Сухаревский, Санкт-Петербург

По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие.
Абрахам Маслоу

Проект «подклет» — это фундамент и первый этаж будущего дома. Жители, обеспеченные всем необходимым для комфортного проживания и надежной основой для строительства, реализуют самостоятельно верхние этажи.

Личные ценности и потребности хозяев получают в надстройке свое выражение. Так можно решить проблему совместного проживания семьи в двух поколениях, используя по максимуму имеющиеся ресурсы для расширения дома, вместо того, чтобы брать кредит на приобретение жилья, а можно обустроить мастерскую художника, домашнюю обсерваторию, библиотеку, оранжерею или питомник кошек.

Таким образом формируется разнообразие застройки, каждый проект обретает уникальный облик. Концепт открывает свежий взгляд на преимущества загородного проживания, ставшего более распространенным в период пандемии, популяризует традиции русской кирпичной архитектуры.
2-е место в номинации «кирпичный загородный дом»:
«NOR-TYPE»
Автор: Илья Метальников, Москва

Для того, чтобы воспринять общую картину объекта, нам необходимо представить само здание в его целостности.

Целостность заключается в соединении двух составляющих, — виртуального и актуального. Актуальное — уже данное, виртуальные структуры в свою очередь организуют объект и их необходимо считать. Для восприятия максимального количества виртуальных структур, заложенных в объект, необходимо постоянное побуждение к считыванию этих самых структур, путем постоянного смещения парадигмы, постоянной атаки, постоянного вызова, постоянной дезориентации воспринимающего. Для этой цели служат основные мотивы, легко замечаемые, — суперэллипсы-колонны из криволинейного кирпича, или то, что в структуре плана лежит композиция строго упорядоченная по аналогии с крестом. Так и второстепенные, — менее ощутимые и менее доступные к мгновенному «считыванию», но необходимые для полноценного восприятия объекта, например деление плана на сетку из восьми квадратов с их последующим смещением. Энтропия плана строится на чередовании двух пространств: хаотичного общественного (гостиная, кухня, кинозал), — наиболее «пострадавшего» вследствие смещения сетки плана, и упорядоченного приватного (спальни, санузлы, кабинет), но оба сюжета разрешаются в установлении равновесия.


2-е место в номинации «кирпичный загородный дом»:
«NOR-TYPE»


Автор: Илья Метальников, Москва

Для того, чтобы воспринять общую картину объекта, нам необходимо представить само здание в его целостности.

Целостность заключается в соединении двух составляющих, — виртуального и актуального. Актуальное — уже данное, виртуальные структуры в свою очередь организуют объект и их необходимо считать. Для восприятия максимального количества виртуальных структур, заложенных в объект, необходимо постоянное побуждение к считыванию этих самых структур, путем постоянного смещения парадигмы, постоянной атаки, постоянного вызова, постоянной дезориентации воспринимающего. Для этой цели служат основные мотивы, легко замечаемые, — суперэллипсы-колонны из криволинейного кирпича, или то, что в структуре плана лежит композиция строго упорядоченная по аналогии с крестом. Так и второстепенные, — менее ощутимые и менее доступные к мгновенному «считыванию», но необходимые для полноценного восприятия объекта, например деление плана на сетку из восьми квадратов с их последующим смещением. Энтропия плана строится на чередовании двух пространств: хаотичного общественного (гостиная, кухня, кинозал), — наиболее «пострадавшего» вследствие смещения сетки плана, и упорядоченного приватного (спальни, санузлы, кабинет), но оба сюжета разрешаются в установлении равновесия.
3-е место в номинации «кирпичный загородный дом»:
«Башня Хайдеггера»
Автор: Михаил Ситников, Санкт-Петербург


Мартин Хайдеггер — немецкий мыслитель, оказавший большое влияние на философию XX века. Большую часть своих трудов он создал в небольшом кирпичном доме без водопровода и электричества. Его концепция жилища должна была приземлить рациональный взгляд на архитектуру, но она напротив возвысила его до абстракции.

Избушка, отрезанная от общества, прогресса и самой истории как нельзя лучше располагала к тому чтобы расслабиться и сложить с себя всякую ответственность. Башня Хайдеггера словно Ходячий замок Хаула из аниме Миядзаки не имеет сильной привязки к генеральному плану или территории. Это даже не жилище, это поэтизация образа мышления, обращение к заложенному во многих из нас желанию жить в «шалаше». За прошедшие со времен Хайдеггера годы технологии стали не только орудием труда, но и средством эскапизма. Кирпичные стены квартиры теперь можно поднять еще выше и дальше от проблем, а дорогу до входной двери сократит лифт.

Башни Хайдеггера не призваны порицать человеческое стремление к уединению и эскапизму (особенно в наше время), а скорее являются их художественным воплощением. Упомянутый ранее Ходячий замок помогал своему владельцу укрываться не столько от врагов, столько от принятие ответственных решений, и порою от дома хочется именно этого.


Я просто пытался растить свой сад
И не портить прекрасный вид;
И начальник заставы поймет меня,
И беспечный рыбак простит.

Борис Гребенщиков
3-е место в номинации «кирпичный загородный дом»:
«Башня Хайдеггера»


Автор: Михаил Ситников, Санкт-Петербург

Мартин Хайдеггер — немецкий мыслитель, оказавший большое влияние на философию XX века. Большую часть своих трудов он создал в небольшом кирпичном доме без водопровода и электричества. Его концепция жилища должна была приземлить рациональный взгляд на архитектуру, но она напротив возвысила его до абстракции.

Избушка, отрезанная от общества, прогресса и самой истории как нельзя лучше располагала к тому чтобы расслабиться и сложить с себя всякую ответственность. Башня Хайдеггера словно Ходячий замок Хаула из аниме Миядзаки не имеет сильной привязки к генеральному плану или территории. Это даже не жилище, это поэтизация образа мышления, обращение к заложенному во многих из нас желанию жить в «шалаше». За прошедшие со времен Хайдеггера годы технологии стали не только орудием труда, но и средством эскапизма. Кирпичные стены квартиры теперь можно поднять еще выше и дальше от проблем, а дорогу до входной двери сократит лифт.

Башни Хайдеггера не призваны порицать человеческое стремление к уединению и эскапизму (особенно в наше время), а скорее являются их художественным воплощением. Упомянутый ранее Ходячий замок помогал своему владельцу укрываться не столько от врагов, столько от принятие ответственных решений, и порою от дома хочется именно этого.

Я просто пытался растить свой сад
И не портить прекрасный вид;
И начальник заставы поймет меня,
И беспечный рыбак простит.

Борис Гребенщиков


лучший проект в номинации «кирпичное общественное пространство»:
«Приливочная»
Авторы: Алексей Агарков, Вероника Давиташвили, Анастасия Савельева, Москва

Как возникают новые районы?
Нередко, в «чистом поле». Неосвоенные участки постоянно растущих и рождающихся агломераций стремительно осваиваются и застраиваются часто однотипными жилыми массивами. В подобных случаях создание в данных средах общественных пространств и мафов является вынужденной искусственной мерой, инъекцией для появления хоть какого-нибудь разнообразия. Архитектор начинает по крупицам собирать связанные с участком проектирования забытые нарративы и придумывать свои, новые, в надежде стать тем самым творцом, который покажет жителям этих районов, что же такое их собственная идентичность. Но срабатывает такой механизм далеко не всегда.

Может быть, стоит делать наоборот?
Наш проект расположен в гипотетической будущей агломерации — на Кольском полуострове. Сейчас он довольно пустынен и безлюден. Возможно, именно создание некой в первую очередь социальной мегаструктуры на полуострове может способствовать его естественной регенерации.

Новое начнётся с общественного пространства.
На территории полуострова расположено большое количество брошенных населенных пунктов, в которых сохранилось немало кирпичных остовов жилых и общественных сооружений. Наше предложение — использовать этот кирпич вместе с новым для создания террасных общественных пространств на неосвоенных скалистых берегах полуострова.

Кирпич заполняет собой естественные ниши и образует разноуровневые бассейны, доступ в которые регулируется приливными силами: во время отлива они — замкнутые объемы, в которых можно рыбачить или наблюдать за окружающим пейзажем, а когда вода поднимается на 4,5 м в них можно заплыть или выплыть, не повредив дно лодки.

Вслед за бассейнами появляется дом с печкой — место короткой остановки озябших путников. «Припарковавшись» во время прилива, можно в тепле и уюте переждать до следующего.

Строительство бассейнов уникально в каждой отдельно взятой локации полуострова (различны рельеф, перепады между приливом и отливом, найденные материалы). При этом их возведение не требует специальной техники или новейших технологий, а также масштабных поставок материалов. Они могут повсеместно возводиться местными жителями или приезжими активистами, формируя естественные центры притяжения, вокруг которых уже, возможно, будут возводиться новые районы.

Первая экпериментальная приливочная возникает в Святоносском заливе. Ближайший заброшенный населённый пункт — п. Островной.

В проекте используется кирпич facing-bricks_linea7_linea7−3002_wild12 mm в сочетании с найденными на Кольском полуострове кирпичами.
лучший проект в номинации «кирпичное общественное пространство»:
«Приливочная»


Авторы: Алексей Агарков, Вероника Давиташвили, Анастасия Савельева, Москва

Как возникают новые районы?
Нередко, в «чистом поле». Неосвоенные участки постоянно растущих и рождающихся агломераций стремительно осваиваются и застраиваются часто однотипными жилыми массивами. В подобных случаях создание в данных средах общественных пространств и мафов является вынужденной искусственной мерой, инъекцией для появления хоть какого-нибудь разнообразия. Архитектор начинает по крупицам собирать связанные с участком проектирования забытые нарративы и придумывать свои, новые, в надежде стать тем самым творцом, который покажет жителям этих районов, что же такое их собственная идентичность. Но срабатывает такой механизм далеко не всегда.

Может быть, стоит делать наоборот?
Наш проект расположен в гипотетической будущей агломерации — на Кольском полуострове. Сейчас он довольно пустынен и безлюден. Возможно, именно создание некой в первую очередь социальной мегаструктуры на полуострове может способствовать его естественной регенерации.

Новое начнётся с общественного пространства.
На территории полуострова расположено большое количество брошенных населенных пунктов, в которых сохранилось немало кирпичных остовов жилых и общественных сооружений. Наше предложение — использовать этот кирпич вместе с новым для создания террасных общественных пространств на неосвоенных скалистых берегах полуострова.

Кирпич заполняет собой естественные ниши и образует разноуровневые бассейны, доступ в которые регулируется приливными силами: во время отлива они — замкнутые объемы, в которых можно рыбачить или наблюдать за окружающим пейзажем, а когда вода поднимается на 4,5 м в них можно заплыть или выплыть, не повредив дно лодки.

Вслед за бассейнами появляется дом с печкой — место короткой остановки озябших путников. «Припарковавшись» во время прилива, можно в тепле и уюте переждать до следующего.

Строительство бассейнов уникально в каждой отдельно взятой локации полуострова (различны рельеф, перепады между приливом и отливом, найденные материалы). При этом их возведение не требует специальной техники или новейших технологий, а также масштабных поставок материалов. Они могут повсеместно возводиться местными жителями или приезжими активистами, формируя естественные центры притяжения, вокруг которых уже, возможно, будут возводиться новые районы.

Первая экпериментальная приливочная возникает в Святоносском заливе. Ближайший заброшенный населённый пункт — п. Островной.

В проекте используется кирпич facing-bricks_linea7_linea7−3002_wild12 mm в сочетании с найденными на Кольском полуострове кирпичами.
2-е место в номинации «кирпичное общественное пространство»:
«Водополье. Музей реки Ия»
Авторы: Виталина Барышева, Наталья Грибанова, Екатеринбург, Санкт-Петербург

В качестве территории проектирования был выбран природный резерват в пойме реки Ия (город Тулун), где в 2019 году произошло одно из самых масштабных наводнений в современный России. Предотвращение таких бедствий возможно с помощью создания вторичный русел и устойчивой инфраструктуры.

Музей посвящен главному водному ресурсу города — реке Ия и окружающей среде области. Кроме того, объект является платформой для социального взаимодействия и объединения различных традиций.

Опираясь на этническую неоднородность Иркутской области, музей стремится к объединению представителей всех национальностей и симбиозу между природой и архитектурой.

Первые стены Иркутска, его башни, церкви, мельницы, амбары, бани рубились из строевого леса. Для борьбы с частыми пожарами в 1680 году московское правительство предписывает сибирским воеводам возводить казенные постройки из кирпича. Вот почему основными материалами проекта музея реки Ия являются кирпич и дерево. Оттолкнувшись от мотивов орнаментов разных национальностей, фасад здания был разделен на модули: разные виды кирпичной кладки, подобно Шэрдэгу (войлочный ковер).

Территория включает три части: музей, смотровую площадку, причал. На смотровой площадке расположена деревянная 30-метровая башня с ажурной отделкой, подчеркивающей ее основную функцию — наблюдение за природой и ее обитателями, а также «большой водой» и павильоны, в которых нашли свое отражение традиционные постройки народов (русские-буряты-эвенки). Во время паводка башня и сама площадка частично погружаются под воду, что позволяет посетителям взаимодействовать с природными явлениями и ощущать их напрямую.

Здание музея разделено на два уровня, по этажам, согласно экспозициям. Посетитель начинает эмоциональный путь от темного пространства, посвященного затоплению. Пространство экспозиции опоясывает проекция света реки. Путь проходит через круглый зал с воспоминаниями очевидцев бедствия. В центре зала размещен тихий сад с растениями Иркутской области, где посетители могут отдохнуть от путешествия в действительность наводнений. Затем можно продолжить путь по пандусу, плавно опоясывающему овальную конструкцию и выводящему на озелененную кровлю здания. Верхняя часть экспозиции принадлежит природе области. В центральном здании посетителю открывается панорамный вид на «большую воду» и природный резерват в целом, где каждый из нас может задуматься о проблемах, связанных с наводнениями.
2-е место в номинации «кирпичное общественное пространство»:
«Водополье. Музей реки Ия»


Авторы: Виталина Барышева, Наталья Грибанова, Екатеринбург, Санкт-Петербург

В качестве территории проектирования был выбран природный резерват в пойме реки Ия (город Тулун), где в 2019 году произошло одно из самых масштабных наводнений в современный России. Предотвращение таких бедствий возможно с помощью создания вторичный русел и устойчивой инфраструктуры.

Музей посвящен главному водному ресурсу города — реке Ия и окружающей среде области. Кроме того, объект является платформой для социального взаимодействия и объединения различных традиций.

Опираясь на этническую неоднородность Иркутской области, музей стремится к объединению представителей всех национальностей и симбиозу между природой и архитектурой.

Первые стены Иркутска, его башни, церкви, мельницы, амбары, бани рубились из строевого леса. Для борьбы с частыми пожарами в 1680 году московское правительство предписывает сибирским воеводам возводить казенные постройки из кирпича. Вот почему основными материалами проекта музея реки Ия являются кирпич и дерево. Оттолкнувшись от мотивов орнаментов разных национальностей, фасад здания был разделен на модули: разные виды кирпичной кладки, подобно Шэрдэгу (войлочный ковер).

Территория включает три части: музей, смотровую площадку, причал. На смотровой площадке расположена деревянная 30-метровая башня с ажурной отделкой, подчеркивающей ее основную функцию — наблюдение за природой и ее обитателями, а также «большой водой» и павильоны, в которых нашли свое отражение традиционные постройки народов (русские-буряты-эвенки). Во время паводка башня и сама площадка частично погружаются под воду, что позволяет посетителям взаимодействовать с природными явлениями и ощущать их напрямую.

Здание музея разделено на два уровня, по этажам, согласно экспозициям. Посетитель начинает эмоциональный путь от темного пространства, посвященного затоплению. Пространство экспозиции опоясывает проекция света реки. Путь проходит через круглый зал с воспоминаниями очевидцев бедствия. В центре зала размещен тихий сад с растениями Иркутской области, где посетители могут отдохнуть от путешествия в действительность наводнений. Затем можно продолжить путь по пандусу, плавно опоясывающему овальную конструкцию и выводящему на озелененную кровлю здания. Верхняя часть экспозиции принадлежит природе области. В центральном здании посетителю открывается панорамный вид на «большую воду» и природный резерват в целом, где каждый из нас может задуматься о проблемах, связанных с наводнениями.
3-е место в номинации «кирпичное общественное пространство»:
«Канонерская застава»
Авторы: Анастасия Игошева, Дмитрий Ильин, Санкт-Петербург


Кирпичный мост предлагает нам отдалиться от привычных образов Петербурга. Центр культурной столицы насыщен шикарными фасадами, которые являются лицом города, однако из вида упускаются не менее значимые и эстетичные здания и сооружения промышленного назначения. Большое количество портовой отрасли скрыто от глаз обывателей города, хотя понаблюдать за такой жизненно важной для города частью хотелось бы каждому. Привлечь внимание и интерес к западной части Кировского района может помочь Канонерский остров, который потенциально может превратиться в привлекательное место для петербуржцев и гостей города.

Панорамный вид с Маяка предоставит уникальный шанс оценить Морской фасад Петербурга, совсем не тот, который задумывал Николай Николаевич Баранов, а тот, что вырастает на наших глазах. Где-то на горизонте будет выплывать Кронштадт, окруженный своими фортами, на которых сохранилось множество построек, выполненных из кирпича. Длинный «хвост» Канонерского острова, уходящий в залив, позволит людям почувствовать себя немного оторванными от города, окруженными только водой и стоящим на страже кирпичным маяком.
3-е место в номинации «кирпичное общественное пространство»:
«Канонерская застава»


Авторы: Анастасия Игошева, Дмитрий Ильин, Санкт-Петербург

Кирпичный мост предлагает нам отдалиться от привычных образов Петербурга. Центр культурной столицы насыщен шикарными фасадами, которые являются лицом города, однако из вида упускаются не менее значимые и эстетичные здания и сооружения промышленного назначения. Большое количество портовой отрасли скрыто от глаз обывателей города, хотя понаблюдать за такой жизненно важной для города частью хотелось бы каждому. Привлечь внимание и интерес к западной части Кировского района может помочь Канонерский остров, который потенциально может превратиться в привлекательное место для петербуржцев и гостей города.

Панорамный вид с Маяка предоставит уникальный шанс оценить Морской фасад Петербурга, совсем не тот, который задумывал Николай Николаевич Баранов, а тот, что вырастает на наших глазах. Где-то на горизонте будет выплывать Кронштадт, окруженный своими фортами, на которых сохранилось множество построек, выполненных из кирпича. Длинный «хвост» Канонерского острова, уходящий в залив, позволит людям почувствовать себя немного оторванными от города, окруженными только водой и стоящим на страже кирпичным маяком.
лучший проект в номинации «кирпичный интерьер»:
«Церемониальный комплекс»
Авторы: Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая, Санкт-Петербург

Церемониальный комплекс — сооружение, включающее в себя залы для церемоний прощания, два зала колумбария, вероисповедальную зону, технические и вспомогательные помещения, зону питания с кухней.

Входная зона представляет собой протяженное пространство с большим количества света, который попадает через световые фонари в сводах здания, что способствует влиянию на эмоциональное состояние человека и создает спокойную атмосферу, позволяющую предаваться раздумьям и воспоминаниям. Проходя через зону раздумий из большого светлого пространства вестибюля человек попадает в зал прощаний, в котором главным акцентом является амфитеатр для религиозного обряда.

При выходе из зала прощания посетитель попадает в зеленый сад, являющийся зоной моральной защиты.

По обе стороны от зоны раздумий находятся залы колумбария. Ячейки в стенах модульных башен колумбария являются хранилищем урн с прахом усопших. Модульная система башен позволяет увеличивать количество ячеек для урн при необходимости. Доступ к урнам на всех уровнях обеспечивается передвижной платформой в центре каждой из башен.

Главный религиозный символ — крест прослеживается в больших объемах (портал, отверстия в кровли) и малых деталях церемониального комплекса. Путь от входной зоны до зала прощания сопровождается уменьшением количества света и изменением оттенка кирпича. Использование плавных линий и наличие воды в прощальном зале благотворно влияют на эмоциональное состояние пришедших.

Интерьер комплекса построен на взаимодействии двух ключевых элементов: кирпича и солнечного света, которые в различной комбинации дают вариативность архитектурных обликов.

лучший проект в номинации «кирпичный интерьер»:
«Церемониальный комплекс»


Авторы: Олеся Дроздова, Дарья Пятницкая, Санкт-Петербург

Церемониальный комплекс — сооружение, включающее в себя залы для церемоний прощания, два зала колумбария, вероисповедальную зону, технические и вспомогательные помещения, зону питания с кухней.

Входная зона представляет собой протяженное пространство с большим количества света, который попадает через световые фонари в сводах здания, что способствует влиянию на эмоциональное состояние человека и создает спокойную атмосферу, позволяющую предаваться раздумьям и воспоминаниям. Проходя через зону раздумий из большого светлого пространства вестибюля человек попадает в зал прощаний, в котором главным акцентом является амфитеатр для религиозного обряда.

При выходе из зала прощания посетитель попадает в зеленый сад, являющийся зоной моральной защиты.

По обе стороны от зоны раздумий находятся залы колумбария. Ячейки в стенах модульных башен колумбария являются хранилищем урн с прахом усопших. Модульная система башен позволяет увеличивать количество ячеек для урн при необходимости. Доступ к урнам на всех уровнях обеспечивается передвижной платформой в центре каждой из башен.

Главный религиозный символ — крест прослеживается в больших объемах (портал, отверстия в кровли) и малых деталях церемониального комплекса. Путь от входной зоны до зала прощания сопровождается уменьшением количества света и изменением оттенка кирпича. Использование плавных линий и наличие воды в прощальном зале благотворно влияют на эмоциональное состояние пришедших.

Интерьер комплекса построен на взаимодействии двух ключевых элементов: кирпича и солнечного света, которые в различной комбинации дают вариативность архитектурных обликов.

2-е место в номинации «кирпичный интерьер»:
«Ядро»
Авторы: Юлия Захарова, Елизавета Борейша, Санкт-Петербург

На наш взгляд, кирпич в интерьере -это не всегда про лофт. Стиль лофт начался с переоборудования бывших цехов под жилые интерьеры, и часто кирпич там-часть уже существующей архитектуры. В данном проекте кирпич — явный новодел, но он, тем не менее, не только декоративен, но и функционален.

В квартире с круговой планировкой все действие разворачивается вокруг кирпичного объема в центре, в который бережно интегрированы функциональные элементы: выключатели, светильники, полки. Благодаря расширению функций кирпичного объёма, он всегда будет главной доминантой данного пространства, а остальное вокруг него решено максимально чисто и минималистично.
2-е место в номинации «кирпичный интерьер»:
«Ядро»


Авторы: Юлия Захарова, Елизавета Борейша, Санкт-Петербург

На наш взгляд, кирпич в интерьере -это не всегда про лофт. Стиль лофт начался с переоборудования бывших цехов под жилые интерьеры, и часто кирпич там-часть уже существующей архитектуры. В данном проекте кирпич — явный новодел, но он, тем не менее, не только декоративен, но и функционален.

В квартире с круговой планировкой все действие разворачивается вокруг кирпичного объема в центре, в который бережно интегрированы функциональные элементы: выключатели, светильники, полки. Благодаря расширению функций кирпичного объёма, он всегда будет главной доминантой данного пространства, а остальное вокруг него решено максимально чисто и минималистично.
3-е место в номинации «кирпичный интерьер»:
«Музей оптики и света»
Автор: Анастасия Лунгу, Санкт-Петербург

В нефункционирующей в настоящее время лютеранской кирхе предлагается организовать новое общественное пространство, которое будет способствовать популяризации науки среди местного населения. Главная идея заключается в том, чтобы объединить науку с искусством, образованием и развлечением.

Возрождение религиозной функции в кирхе нецелесообразно, поэтому в проекте предлагается отразить связь с предыдущим назначением сооружения, а именно, религией через световые приемы и эффекты. В кирхе предлагается организовать научно-культурный центр с музеем «Оптики и света». Целью этого пространства является популяризация науки, объяснение оптических явлений интересным, доступным способом, совмещенным с игрой и взаимодействием посетителей и экспонатов.

Основным вмешательством в интерьер кирхи является многоуровневая сборная металлическая конструкция. Благодаря этому появляется возможность максимального использования габаритов помещения, не только в горизонтальной плоскости, но и по вертикали. Зонирование в этой конструкции будет осуществляться установкой между балками стеклянного заполнения, состоящее из матового, обычного и цветного стекла. Данная конструкция будет напоминать витраж. Цветные стекла наглядно иллюстрируют цветовую модель RGB. Витраж также становится отсылкой к религиозному прошлому данного объекта.
3-е место в номинации «кирпичный интерьер»:
«Музей оптики и света»


Автор: Анастасия Лунгу, Санкт-Петербург

В нефункционирующей в настоящее время лютеранской кирхе предлагается организовать новое общественное пространство, которое будет способствовать популяризации науки среди местного населения. Главная идея заключается в том, чтобы объединить науку с искусством, образованием и развлечением.

Возрождение религиозной функции в кирхе нецелесообразно, поэтому в проекте предлагается отразить связь с предыдущим назначением сооружения, а именно, религией через световые приемы и эффекты. В кирхе предлагается организовать научно-культурный центр с музеем «Оптики и света». Целью этого пространства является популяризация науки, объяснение оптических явлений интересным, доступным способом, совмещенным с игрой и взаимодействием посетителей и экспонатов.

Основным вмешательством в интерьер кирхи является многоуровневая сборная металлическая конструкция. Благодаря этому появляется возможность максимального использования габаритов помещения, не только в горизонтальной плоскости, но и по вертикали. Зонирование в этой конструкции будет осуществляться установкой между балками стеклянного заполнения, состоящее из матового, обычного и цветного стекла. Данная конструкция будет напоминать витраж. Цветные стекла наглядно иллюстрируют цветовую модель RGB. Витраж также становится отсылкой к религиозному прошлому данного объекта.
Специальный приз от журнала «Проект Балтия»:
«Живи в кирпиче»
Авторы: Михаил Червонный, Анастасия Старова, Санкт-Петербург

«Бумажный» проект дома для Дюймовочки с использованием кирпича, представленного компанией «АРХИТАЙЛ».

Изготовленные на родине великого писателя Х. К. Андерсена кирпичи вдохновили нас на создание «бумажного» проекта дома для дюймовочки и вместе с тем для остальных крошечных персонажей сказок.

В качестве основного строительного материала выступает один кирпич, в нашем случае Petersen Tegl D34 датского производства размером 228*108*54 мм. Путем выштрабливания внутри кирпича создаётся жилое пространство, ввиду чего каждая планировка уникальна и может быть адаптирована под конкретные нужды обитателей.

Наш дом Дюймовочки имеет 4 этажа один из которых — «эксплуатируемая кровля».

Штробление внутреннего пространства кирпича происходит с учётом его вертикального положения. Пространство на 1 этаже меньше, а толщина стен и перекрытий уменьшается кверху, таким образом удается достичь более низкого расположения центра тяжести и тем самым лучшей устойчивости.
Специальный приз от журнала «Проект Балтия»:
«Живи в кирпиче»


Авторы: Михаил Червонный, Анастасия Старова, Санкт-Петербург

«Бумажный» проект дома для Дюймовочки с использованием кирпича, представленного компанией «АРХИТАЙЛ».

Изготовленные на родине великого писателя Х. К. Андерсена кирпичи вдохновили нас на создание «бумажного» проекта дома для дюймовочки и вместе с тем для остальных крошечных персонажей сказок.

В качестве основного строительного материала выступает один кирпич, в нашем случае Petersen Tegl D34 датского производства размером 228*108*54 мм. Путем выштрабливания внутри кирпича создаётся жилое пространство, ввиду чего каждая планировка уникальна и может быть адаптирована под конкретные нужды обитателей.

Наш дом Дюймовочки имеет 4 этажа один из которых — «эксплуатируемая кровля».

Штробление внутреннего пространства кирпича происходит с учётом его вертикального положения. Пространство на 1 этаже меньше, а толщина стен и перекрытий уменьшается кверху, таким образом удается достичь более низкого расположения центра тяжести и тем самым лучшей устойчивости.