Гран-При:
«Серая кольцевая»
Авторы: Владислав Лобко и Анастасия Сергеева, Санкт-Петербург

Промышленный «серый пояс» Петербурга дал название и цвет новой ветке метро. Серая кольцевая линия объединяет множество памятников промышленной краснокирпичной архитектуры, характерных для дореволюционного и советского периодов.

Типовые спуски в метро располагаются в корпусах тех заводов и фабрик, названия которых они носят, таким образом вестибюлем метро становится сам краснокирпичный объект. Это явление отражает важный этап в истории города, когда промышленное производство, будучи основой экономики, формировало облик не только промышленных зон, но и всей городской ткани.

гран-при:
«Серая кольцевая»


Авторы: Владислав Лобко и Анастасия Сергеева, Санкт-Петербург


Промышленный «серый пояс» Петербурга дал название и цвет новой ветке метро. Серая кольцевая линия объединяет множество памятников промышленной краснокирпичной архитектуры, характерных для дореволюционного и советского периодов.

Типовые спуски в метро располагаются в корпусах тех заводов и фабрик, названия которых они носят; таким образом, вестибюлем метро становится сам краснокирпичный объект. Это явление отражает важный этап в истории города, когда промышленное производство, будучи основой экономики, формировало облик не только промышленных зон, но и всей городской ткани.

Станции кольцевой линии стали своего рода данью уважения промышленному прошлому города, и их названия связаны с крупнейшими предприятиями, которые когда-то играли ключевую роль в развитии Петербурга. Так, пороховой завод дал название станции «Пороховая», а знаменитый «Красный треугольник», крупнейшее производство резины, – станции «Резинотрест».

Названия станций метро не только наполняют маршруты историческими ассоциациями, но и подчеркивают взаимосвязь промышленного наследия и городской инфраструктуры.


Лучший проект в номинации «Кирпичный городской дом»:
«Тихое место»
Автор: Алина Паршикова, Москва

Москва и Санкт-Петербург оказались перегружены ритмом современного мегаполиса, поэтому возникла потребность сместить фокус внимания с двух столиц на города, являющиеся остановками «Сапсана» между этими столицами: так, вокзальную территорию Вышнего Волочка предложено осмыслить как пространство для новой типологии жилья, когда дом находится в благоприятной транспортной доступности от мегаполиса, но не располагается непосредственно в нем. Вышний Волочёк – это большое количество кирпичных зданий: начиная от исторического вокзала и заканчивая торговыми рядами, театрами и музеями. Возникло предложение создать район, построенный на разнообразных сценариях использования дворов, становящихся центрами событий. Проект «Тихое место» – это возможность в активном новом районе побыть наедине с собой как жителю дома, так и гостю.

В Вышнем Волочке один из морфотипов – «внутриквартальное здание» – типология, рождающаяся тогда, когда во внутриквартальной застройке возникает одна затерянная секция. На основе этой типологии был разработан «затерянный дом» – тихое место, где каждый волен побыть в одиночестве.

Дом построен исходя из «права горожанина на уединение»: таким образом, ступенчатая структура зиккурата сформировала вариативную планировку квартир, также предоставив городу альтернативный вертикальный маршрут и видовую площадку. Дом работает по принципу монастыря в городе, создавая пространство уединения на разных уровнях – от публичного (купольное пространство на первом этаже) к личному (в квартире).

Дом затерян, и его трудно найти. Здесь 14 входов и 12 квартир: только жильцы знают свой вход, остальные могут пройти по внутреннему сквозному проходу в городской сад. Камерное пространство квартиры решено посредствомфункциональных ниш в стенах: кирпич, будучи штучным материалом, создает человеческий масштаб и отсылает к сводчатым кельям. Толстые стены изолируют, защищают, но и становятся пространством как таковым.

Лучший проект в номинации «Кирпичный городской дом»:
«Тихое место»


Автор: Алина Паршикова, Москва

Москва и Санкт-Петербург оказались перегружены ритмом современного города, поэтому возникла потребность сместить фокус внимания с двух столиц на города, являющиеся остановками Сапсана между ними: так, вокзальную территорию Вышнего Волочка предложили осмыслить как пространство для новой типологии жилья, когда дом находится в благоприятной транспортной доступности от мегаполиса, но не находится непосредственно в нем. Вышний Волочёк — это большое количество кирпичных зданий — начиная от исторического вокзала и заканчивая торговыми рядами, театрами и музеями. Возникло предложение создать район, построенный на разнообразных сценариях использования дворов, становящимися центрами событиями. Проект «Тихое место» — это возможность в активном новом районе побыть наедине с собой как жителю дома, так и гостю.

В Вышнем Волочке одним из морфотипов является «внутриквартальное здание» — типология, когда во внутриквартальной застройке возникает одна затерянная секция. На основе этой типологии был разработан «затерянный дом» — тихое место, где каждый имеет право побыть в одиночестве.

Дом построен исходя из «права горожанина на уединение»: таким образом, ступенчатая структура зиккурата сформировала вариативную планировку квартир, а также предоставив городу альтернативный вертикальный маршрут и видовую площадку. Дом работает по принципу монастыря в городе, создавая пространство уединения на разных уровнях — от публичного (купольное пространство на первом этаже) к личному (в квартире).
Дом затерян, и его трудно найти. В доме 14 входов и 12 квартир: только жильцы знают свой вход, остальные могут пройти по внутреннему сквозному проходу в городской сад. Камерное пространство квартиры решено за счет функциональных ниш в стенах: кирпич, будучи штучным материалом, создаёт человеческий масштаб и отсылает к сводчатым пространствам келий. Толстые стены — изолируют, защищают, но и становятся пространством как таковым.

2-е место в номинации «Кирпичный городской дом»:
«Дом Нафа»
Автор: Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону


Самая лучшая реклама кирпича – известная сказка для маленьких детей «Три поросенка». Почему дом третьего героя выстоял в схватке с волком? Наф говорил, что его дом – крепость, а самый надежный для этого материал – именно кирпич. С развитием технологий и интернета человеку некуда спрятаться, ведь его везде найдут. А что, если дом станет личной крепостью, которая надежно спрячет от чужих глаз?

Абсурдная идея городского дома, основанная на переосмыслении образа крепости. Зажатый между высоток… нет привычных окон, нет привычных дверей – только кирпич.

Дом Нафа – гиперболизированный образ крепости, наполненный как обитаемыми пространствами, так и сетью бессмысленных лимитивных пространств, призванных запутать незнакомцев. Кирпич в этом доме – как матрица, из которой рождается каждая составляющая: каркас, светопропускающие элементы, даже двери. Узкая коробка дома наполнена разнообразными по форме пространствами и переходами, часто ненормативной высоты, глубины или расположения. Однако это не мешает жильцам, ведь такое экспериментальное создание пространства позволяет использовать его более многогранно. А вот непрошеным гостям придется сильно постараться, чтобы найти жильца или его богатства в этом доме, не испугавшись пространств, балансирующих между реальностью и чистейшим абсурдом.
2-е место в номинации «Кирпичный городской дом»:
«Дом Нафа»


Автор: Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Самая лучшая реклама кирпича – известная сказка для маленьких детей «Три поросенка». Почему дом третьего героя выстоял в схватке с волком? Наф говорил, что его дом – крепость, а самый надежный для этого материал – именно кирпич. С развитием технологий и интернета человеку некуда спрятаться, ведь его везде найдут. А что, если дом станет личной крепостью, которая надежно спрячет от чужих глаз?

Абсурдная идея городского дома, основанная на переосмыслении образа крепости. Зажатый между высоток… нет привычных окон, нет привычных дверей – только кирпич.

Дом Нафа – гиперболизированный образ крепости, наполненный как обитаемыми пространствами, так и сетью бессмысленных лимитивных пространств, призванных запутать незнакомцев. Кирпич в этом доме – как матрица, из которой рождается каждая составляющая: каркас, светопропускающие элементы, даже двери. Узкая коробка дома наполнена разнообразными по форме пространствами и переходами, часто ненормативной высоты, глубины или расположения. Однако это не мешает жильцам, ведь такое экспериментальное создание пространства позволяет использовать его более многогранно. А вот непрошеным гостям придется сильно постараться, чтобы найти жильца или его богатства в этом доме, не испугавшись пространств, балансирующих между реальностью и чистейшим абсурдом.


3-е место в номинации «Кирпичный городской дом»:
«Сонмище»
Автор: Надира Сардарова, Москва

Сон – маленькая репетиция смерти.

Человек проводит во сне около 20 лет своей жизни. Пребывание во сне покрыто завесой тайны по сей день, науке еще не удалось разгадать ее. Функциональная наполненность Сонмища определена вещами, улучшающими сон: это – чтение, медитации, йога. Клуб дарит разный опыт сна: на весу, на татами, в комнате. Снаружи он и сам спит, сконцентрировавшись на действе сна внутри. Созвучно тезису, прообразом Сонмища послужили реконструкции мавзолея в Галикарнасе, мавзолеев Адриана, Августа и Диоклетиана.


3-е место в номинации «Кирпичный городской дом»:
«Сонмище»


Автор: Надира Сардарова, Москва

Сон – маленькая репетиция смерти.

Человек проводит во сне около 20 лет своей жизни. Пребывание во сне покрыто завесой тайны по сей день, науке еще не удалось разгадать ее. Функциональная наполненность Сонмища определена вещами, улучшающими сон: это – чтение, медитации, йога. Клуб дарит разный опыт сна: на весу, на татами, в комнате. Снаружи он и сам спит, сконцентрировавшись на действе сна внутри. Созвучно тезису, прообразом Сонмища послужили реконструкции мавзолея в Галикарнасе, мавзолеев Адриана, Августа и Диоклетиана.
Лучший проект в номинации «Кирпичное общественное пространство»:
«Буян»
Авторы: Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург

«Буян» – это утопический проект, посвященный тому, как могли бы выглядеть общественные зеленые пространства в Санкт-Петербурге. Нехитрыми средствами любое руинированное здание (которых в нашем городе немало) превращается в живописный парк с гравюр Пиранези. Главное – дать волю природе!

В данном случае был выбран участок бывшего Сального буяна в историческом районе Коломна на реке Пряжке, заново прорыты каналы – и заодно на фундаменте здания буяна, построенного по проекту Тома де Томона, спроектирована оранжерея. Место это было выбрано неслучайно, здесь в конце XVIII века располагались цветущие сады купца Гутуева, которые были видны со всякого судна, входившего в Неву. Позже тут возвели здание буяна для хранения сала. Как известно, сало хранилось в бочках и глиняных горшках, отсюда причудливые кирпичные объемы, которые служат «сосудами» для различных растений. Эти объекты выложены из кирпича таким образом, что растениям удобно цепляться корнями за их поверхность. Солнечный свет проходит сквозь отверстия в кладке. Кирпич обеспечивает теплую и защищенную среду для растений.

В проекте применяется кирпич из каталога компании «АРХИТАЙЛ».

Лучший проект в номинации «Кирпичное общественное пространство»:
«Буян»


Авторы: Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург

«Буян» – это утопический проект, посвященный тому, как могли бы выглядеть общественные зеленые пространства в Санкт-Петербурге. Нехитрыми средствами любое руинированное здание (которых в нашем городе немало) превращается в живописный парк с гравюр Пиранези. Главное – дать волю природе!

В данном случае был выбран участок бывшего Сального буяна в историческом районе Коломна на реке Пряжке, заново прорыты каналы – и заодно на фундаменте здания буяна, построенного по проекту Тома де Томона, спроектирована оранжерея. Место это было выбрано неслучайно, здесь в конце XVIII века располагались цветущие сады купца Гутуева, которые были видны со всякого судна, входившего в Неву. Позже тут возвели здание буяна для хранения сала. Как известно, сало хранилось в бочках и глиняных горшках, отсюда причудливые кирпичные объемы, которые служат «сосудами» для различных растений. Эти объекты выложены из кирпича таким образом, что растениям удобно цепляться корнями за их поверхность. Солнечный свет проходит сквозь отверстия в кладке. Кирпич обеспечивает теплую и защищенную среду для растений.

В проекте применяется кирпич из каталога компании «АРХИТАЙЛ».

2-е место в номинации «Кирпичное общественное пространство»:
«Мемориальный сквер "Первым строителям Петербурга"»
Авторы: Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург

При создании нового объекта амбициозные архитекторы зачастую преследуют цель поставить своеобразную точку, завершить облик той или иной территории. Хочется верить, что будущий проект всем придется по вкусу и ни время, ни антропогенные воздействия не поглотят его.

Реальное же положение дел несколько отличается: время – инструмент, неподвластный человеческим желаниям, даже самым благородным; оно безжалостно видоизменяет всё, что люди привносят в этот мир. А все архитектурные проекты, будь то здания, памятники, сады или площади, – лишь слои времени, калька («палимпсест»), многократно накладываемая на исходник.

Довольно ярким примером вышеизложенного является небольшое зеленое пятно на пересечении Сытнинской и Кронверкской улиц, когда-то здесь находились деревянная церковь и доходные дома. Не так давно территорию начали подготавливать к новому строительству, однако случилась неожиданная находка в виде скелетов 255 человек, которые были опознаны как рабочие, одними из первых задействованные в строительстве города на Неве. Такое событие, разумеется, помешало масштабным планам девелопера, и теперь территория «простаивает», время там отчасти застыло. Участок не остался без внимания урбанистов, культурологов и просто небезразличных граждан города, которые хотели бы видеть здесь нечто среднее между общественным садом и мемориальным пространством. Впрочем, ни одна инициатива до сих пор не была ясно презентована.

Анализируя историю участка и нынешнюю дискуссию вокруг него, мы склонились к необходимости спроектировать здесь мемориальный сквер, который будет являться не только местом памяти, но и общественным пространством, местом встреч и прогулок. Для реализации нашего замысла мы решили словно бы обнажить первый слой – то есть период, когда и самого города еще не существовало, а люди, чьи скелеты найдены на этой территории, возможно, и не знали, в каком масштабном строительстве им суждено быть задействованными.

Так, ландшафт постепенно понижается благодаря кирпичным ступеням, в центре участка появляется непроходимый остров деревьев, который олицетворяет Петербург до его строительства и является живым памятникам его создателям. Посетители мемориального сквера сначала проходят на площадь, покрытую кирпичом, и затем постепенно спускаются к истокам, отрываясь от привычного контекста и получая возможность соприкоснуться с очень далеким прошлым.

2-е место в номинации «Кирпичное общественное пространство»:
«Мемориальный сквер "Первым строителям Петербурга"»


Авторы: Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург

При создании нового объекта амбициозные архитекторы зачастую преследуют цель поставить своеобразную точку, завершить облик той или иной территории. Хочется верить, что будущий проект всем придется по вкусу и ни время, ни антропогенные воздействия не поглотят его.

Реальное же положение дел несколько отличается: время – инструмент, неподвластный человеческим желаниям, даже самым благородным; оно безжалостно видоизменяет всё, что люди привносят в этот мир. А все архитектурные проекты, будь то здания, памятники, сады или площади, – лишь слои времени, калька («палимпсест»), многократно накладываемая на исходник.

Довольно ярким примером вышеизложенного является небольшое зеленое пятно на пересечении Сытнинской и Кронверкской улиц, когда-то здесь находились деревянная церковь и доходные дома. Не так давно территорию начали подготавливать к новому строительству, однако случилась неожиданная находка в виде скелетов 255 человек, которые были опознаны как рабочие, одними из первых задействованные в строительстве города на Неве. Такое событие, разумеется, помешало масштабным планам девелопера, и теперь территория «простаивает», время там отчасти застыло. Участок не остался без внимания урбанистов, культурологов и просто небезразличных граждан города, которые хотели бы видеть здесь нечто среднее между общественным садом и мемориальным пространством. Впрочем, ни одна инициатива до сих пор не была ясно презентована.

Анализируя историю участка и нынешнюю дискуссию вокруг него, мы склонились к необходимости спроектировать здесь мемориальный сквер, который будет являться не только местом памяти, но и общественным пространством, местом встреч и прогулок. Для реализации нашего замысла мы решили словно бы обнажить первый слой – то есть период, когда и самого города еще не существовало, а люди, чьи скелеты найдены на этой территории, возможно, и не знали, в каком масштабном строительстве им суждено быть задействованными.

Так, ландшафт постепенно понижается благодаря кирпичным ступеням, в центре участка появляется непроходимый остров деревьев, который олицетворяет Петербург до его строительства и является живым памятникам его создателям. Посетители мемориального сквера сначала проходят на площадь, покрытую кирпичом, и затем постепенно спускаются к истокам, отрываясь от привычного контекста и получая возможность соприкоснуться с очень далеким прошлым.
3-е место в номинации «Кирпичное общественное пространство»:
«Красный курильщик»
Авторы: Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва

«…Таким образом, Фудзияма, последний раз извергавшаяся в 1708 году, все еще представляет опасность для жителей вокруг, так как поведение спящего вулкана непредсказуемо и неконтролируемо…» – вещали новости, пока я доедал завтрак, а мама доглаживала рубашку. По дороге в школу, на перекрестке, глаз неизменно цеплялся за кирпичную громаду, которая нависала над городом и, казалось, красной иглой готова была проколоть серое ноябрьское небо. Опершись на бардачок, я спросил:
– Мам, а когда она извергалась в последний раз?
– Дорогой, она не извергается, – улыбнулась мама.
«Видимо, спит», – подумал я.

Дымовая труба бывшего завода пластиков в Лефортово, ныне заброшенная, переоборудуется в новое общественное пространство. На стальной стержень [лифтовая шахта, коммуникации] нанизываются 17 комнат, каждая из которых отвечает потребностям пестрого состава района: рабочих, семей с детьми, студентов, гостей на Москве-Товарной. По принципу вертикальной схизмы эти пространства не зависят друг от друга: проехав дополнительный этаж, мы окажемся в саду вместо библиотеки. Структура разделена на три общих блока: досуговый, образовательный и рекреационный – снизу вверх соответственно.
Оболочка трубы с внутренней стороны укрепляется новыми слоями кирпичной кладки. Прилегающий двор и МАФ также уложены кирпичом.

3-е место в номинации «Кирпичное общественное пространство»:
«Красный курильщик»


Авторы: Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва

«…Таким образом, Фудзияма, последний раз извергавшаяся в 1708 году, все еще представляет опасность для жителей вокруг, так как поведение спящего вулкана непредсказуемо и неконтролируемо…» – вещали новости, пока я доедал завтрак, а мама доглаживала рубашку. По дороге в школу, на перекрестке, глаз неизменно цеплялся за кирпичную громаду, которая нависала над городом и, казалось, красной иглой готова была проколоть серое ноябрьское небо. Опершись на бардачок, я спросил:
– Мам, а когда она извергалась в последний раз?
– Дорогой, она не извергается, – улыбнулась мама.
«Видимо, спит», – подумал я.

Дымовая труба бывшего завода пластиков в Лефортово, ныне заброшенная, переоборудуется в новое общественное пространство. На стальной стержень [лифтовая шахта, коммуникации] нанизываются 17 комнат, каждая из которых отвечает потребностям пестрого состава района: рабочих, семей с детьми, студентов, гостей на Москве-Товарной. По принципу вертикальной схизмы эти пространства не зависят друг от друга: проехав дополнительный этаж, мы окажемся в саду вместо библиотеки. Структура разделена на три общих блока: досуговый, образовательный и рекреационный – снизу вверх соответственно.
Оболочка трубы с внутренней стороны укрепляется новыми слоями кирпичной кладки. Прилегающий двор и МАФ также уложены кирпичом.
Лучший проект в номинации «Кирпичный загородный дом»:
«Между»
Авторы: Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин, Санкт-Петербург

Дом отшельника стоит на самой границе города и леса, словно мост между двумя мирами. Одна его часть встроена в старую кирпичную стену, обращенную к городу. Это – место, наполненное следами цивилизации: здесь стоят полки с книгами, которые он когда-то привез с собой, старое кресло, стол и медный подсвечник. Здесь он читает по вечерам, погружаясь в мысли.

Другая часть дома – деревянная, она постепенно растет в сторону леса. Здесь все создано руками отшельника: простая кровать, полки для сушеных трав и ягод, самодельный очаг, где он готовит пищу. Эта часть дома жива, она дышит вместе с природой, каждое новое бревно словно становится продолжением леса. Здесь отшельник чувствует себя свободным, его тело и дух расслабляются.

Каждое утро он поднимается на стену, как на границу между двумя реальностями. С одной стороны – город, который медленно приближается. С другой стороны – лес, спокойный, неизменный, где отшельник находит свой покой. Он смотрит на миры вокруг него и понимает, что его дом, словно зеркало, отражает это разделение. Один мир полон шума и движения, другой – пронизан тишиной и жизнью, которая не требует спешки.

Отшельник живет на этой границе, не принадлежит полностью ни городу, ни лесу, но находит баланс в их противоречиях…


Лучший проект в номинации «Кирпичный загородный дом»:
«Между»


Авторы: Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин, Санкт-Петербург

Дом отшельника стоит на самой границе города и леса, словно мост между двумя мирами. Одна его часть встроена в старую кирпичную стену, обращенную к городу. Это – место, наполненное следами цивилизации: здесь стоят полки с книгами, которые он когда-то привез с собой, старое кресло, стол и медный подсвечник. Здесь он читает по вечерам, погружаясь в мысли.

Другая часть дома – деревянная, она постепенно растет в сторону леса. Здесь все создано руками отшельника: простая кровать, полки для сушеных трав и ягод, самодельный очаг, где он готовит пищу. Эта часть дома жива, она дышит вместе с природой, каждое новое бревно словно становится продолжением леса. Здесь отшельник чувствует себя свободным, его тело и дух расслабляются.

Каждое утро он поднимается на стену, как на границу между двумя реальностями. С одной стороны – город, который медленно приближается. С другой стороны – лес, спокойный, неизменный, где отшельник находит свой покой. Он смотрит на миры вокруг него и понимает, что его дом, словно зеркало, отражает это разделение. Один мир полон шума и движения, другой – пронизан тишиной и жизнью, которая не требует спешки.

Отшельник живет на этой границе, не принадлежит полностью ни городу, ни лесу, но находит баланс в их противоречиях…
2-е место в номинации «Кирпичный загородный дом»:
«Снести нельзя, оставить»
Автор: Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Вы когда-нибудь сравнивали дом с человеком?
Оказывается, мы так похожи. Когда мы стареем – жизнь меняется. Есть те, о ком заботятся, кого любят и могут защитить, а есть те, кого бросают доживать свой век. «Ненужных» никто не спрашивает, их вытесняют и подводят к определенной черте. Кто такие «ненужные»? Это жилые дома (названные ветхим жильем). Те, кого проще снести, чем починить. Реставрация в привычном ее виде ничего не даст, городу нужно место для выгодной застройки. Но кто решил, что они уже не нужны этому миру? Подобно любому человеку, они хотят жить дальше. Возможно, желают что-то поменять и сделать другой свою жизнь.

Снести, нельзя оставить… или снести нельзя, оставить? Где лучше поставить запятую, по вашему мнению?
Нужно дать шанс каждому.

Предлагается позволить этим домам жить дальше и сохранить частицу своего времени. Для этого нужна непривычная смена образа.

Мы дадим этим объектам уйти и продолжить жить – вне города. Предварительно укрепим их, пересоберем, придав более прогрессивный архитектурный облик. При этом мы оставим опорные архитектурные элементы их времени, чтобы сохранить детали определенной эпохи. Пусть их отпустит бесцеремонный городской прогресс, пусть они найдут себе уголок спокойствия в лесу… в горах… в поле.


2-е место в номинации «Кирпичный загородный дом»:
«Снести нельзя, оставить»


Автор: Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Вы когда-нибудь сравнивали дом с человеком?
Оказывается, мы так похожи. Когда мы стареем – жизнь меняется. Есть те, о ком заботятся, кого любят и могут защитить, а есть те, кого бросают доживать свой век. «Ненужных» никто не спрашивает, их вытесняют и подводят к определенной черте. Кто такие «ненужные»? Это жилые дома (названные ветхим жильем). Те, кого проще снести, чем починить. Реставрация в привычном ее виде ничего не даст, городу нужно место для выгодной застройки. Но кто решил, что они уже не нужны этому миру? Подобно любому человеку, они хотят жить дальше. Возможно, желают что-то поменять и сделать другой свою жизнь.

Снести, нельзя оставить… или снести нельзя, оставить? Где лучше поставить запятую, по вашему мнению?
Нужно дать шанс каждому.

Предлагается позволить этим домам жить дальше и сохранить частицу своего времени. Для этого нужна непривычная смена образа.

Мы дадим этим объектам уйти и продолжить жить – вне города. Предварительно укрепим их, пересоберем, придав более прогрессивный архитектурный облик. При этом мы оставим опорные архитектурные элементы их времени, чтобы сохранить детали определенной эпохи. Пусть их отпустит бесцеремонный городской прогресс, пусть они найдут себе уголок спокойствия в лесу… в горах… в поле.
3-е место в номинации «Кирпичный загородный дом»:
«Жилой дом в лесу»
Автор: Владимир Овчинников, Санкт-Петербург

В сердце густого леса, вдали от суеты и шумного мира, стоит кирпичный дом, идеально подходящий для семьи интроверта. Стены главного фасада, встречающего гостей, ощетинились 3D-кладкой из черного кирпича, уподобляясь поведению хозяина в обществе. За темными, глухими стенами располагается набор помещений, рассчитанный на проживание семьи, состоящей из трех поколений.

Глава семьи – это IT-специалист, который устал от городской суеты и сбежал в тихое, уединенное место вблизи небольшого провинциального города. Выбор его пал на густой лес вблизи Пошехонья Ярославской области.

Внутри дом наполнен теплом и уютом. Просторная гостиная с камином становится идеальным местом для чтения книг или для медитации. Мебель выполнена из натурального дерева, а мягкие текстуры создают атмосферу уюта. Кухня оборудована всем необходимым для приготовления простых блюд, в столовой есть большой деревянный стол, за которым можно наслаждаться едой в одиночестве или в компании близких друзей. Каждая комната продумана до мелочей: здесь есть личный кабинет для творчества и работы, а также небольшая библиотека с полками, что заполнены любимыми книгами. Ванная комната оформлена в спокойных тонах, душ с видом на лес позволяет расслабиться и забыть о повседневных заботах.

Главный фасад дома, обращенный к улице, представляет собой массивные глухие стены, выполненные из черного кирпича с трехмерной кладкой. Контрастирующий с ним задний фасад, скрытый от посторонних глаз, оформлен в светлом кирпиче и украшен крупными окнами, из которых открываются великолепные виды на окружающий лес. Это архитектурное противопоставление отражает внутренний мир хозяина: несмотря на его замкнутость и отстраненность от общества, он добрый и глубокий человек, способный ценить красоту природы и находить утешение в уединении. Такой дом становится не только крепостью, но и отражением внутреннего мира своего владельца, где каждая деталь говорит о его характере и жизненных ценностях.
3-е место в номинации «Кирпичный загородный дом»:
«Жилой дом в лесу»


Автор: Владимир Овчинников, Санкт-Петербург

В сердце густого леса, вдали от суеты и шумного мира, стоит кирпичный дом, идеально подходящий для семьи интроверта. Стены главного фасада, встречающего гостей, ощетинились 3D-кладкой из черного кирпича, уподобляясь поведению хозяина в обществе. За темными, глухими стенами располагается набор помещений, рассчитанный на проживание семьи, состоящей из трех поколений.

Глава семьи – это IT-специалист, который устал от городской суеты и сбежал в тихое, уединенное место вблизи небольшого провинциального города. Выбор его пал на густой лес вблизи Пошехонья Ярославской области.

Внутри дом наполнен теплом и уютом. Просторная гостиная с камином становится идеальным местом для чтения книг или для медитации. Мебель выполнена из натурального дерева, а мягкие текстуры создают атмосферу уюта. Кухня оборудована всем необходимым для приготовления простых блюд, в столовой есть большой деревянный стол, за которым можно наслаждаться едой в одиночестве или в компании близких друзей. Каждая комната продумана до мелочей: здесь есть личный кабинет для творчества и работы, а также небольшая библиотека с полками, что заполнены любимыми книгами. Ванная комната оформлена в спокойных тонах, душ с видом на лес позволяет расслабиться и забыть о повседневных заботах.

Главный фасад дома, обращенный к улице, представляет собой массивные глухие стены, выполненные из черного кирпича с трехмерной кладкой. Контрастирующий с ним задний фасад, скрытый от посторонних глаз, оформлен в светлом кирпиче и украшен крупными окнами, из которых открываются великолепные виды на окружающий лес. Это архитектурное противопоставление отражает внутренний мир хозяина: несмотря на его замкнутость и отстраненность от общества, он добрый и глубокий человек, способный ценить красоту природы и находить утешение в уединении. Такой дом становится не только крепостью, но и отражением внутреннего мира своего владельца, где каждая деталь говорит о его характере и жизненных ценностях.
2-е место в номинации «Кирпичный интерьер»:
«Пятый элемент»
Авторы: Сергей Горпинич и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург

Концепция интерьера дома-крепости на холме. Одноэтажный кирпичный дом с фонарем в крыше, растущим живым деревом в центре пространства, панорамными окнами и ставнями, которые закрывают гостиную от непогоды и чужих глаз. Металл, дерево, вода, огонь и земля.

Атриум стремится вверх, тянется к свету и воздуху. Во внутренней отделке присутствуют кирпич, дерево, стекло. В интерьере мы использовали природные материалы и оттенки.

Благодаря высокому потолку и панорамному остеклению человек чувствует себя комфортно и свободно, но в то же время безопасно.

Создавая вау-эффект при входе в пространство, мы все равно сохраняем приватность остальных зон. Весь интерьер пропущен через призму природы. В последнюю мы вписываем дом с его общим пространством для человека, в которое включена «часть природы» – атриум с растением. Мощный инструмент в создании интерьера этого пространства – солнечный свет. Благодаря ажурной кирпичной кладке мы запускаем естественный свет в дом, не просто создавая красивую игру света и тени, но дозируя освещение, усиливая эффект приватности и ощущение безопасности.


2-е место в номинации «Кирпичное общественное пространство»:
«Пятый элемент»


Авторы: Сергей Горпинич и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург

Концепция интерьера дома-крепости на холме. Одноэтажный кирпичный дом с фонарем в крыше, растущим живым деревом в центре пространства, панорамными окнами и ставнями, которые закрывают гостиную от непогоды и чужих глаз. Металл, дерево, вода, огонь и земля.

Атриум стремится вверх, тянется к свету и воздуху. Во внутренней отделке присутствуют кирпич, дерево, стекло. В интерьере мы использовали природные материалы и оттенки.

Благодаря высокому потолку и панорамному остеклению человек чувствует себя комфортно и свободно, но в то же время безопасно.

Создавая вау-эффект при входе в пространство, мы все равно сохраняем приватность остальных зон. Весь интерьер пропущен через призму природы. В последнюю мы вписываем дом с его общим пространством для человека, в которое включена «часть природы» – атриум с растением. Мощный инструмент в создании интерьера этого пространства – солнечный свет. Благодаря ажурной кирпичной кладке мы запускаем естественный свет в дом, не просто создавая красивую игру света и тени, но дозируя освещение, усиливая эффект приватности и ощущение безопасности.

3-е место в номинации «Кирпичный интерьер»:
«Квартира фотографа»
Автор: Анастасия Попова, Санкт-Петербург


Квартирой в Ленинградской области владеют молодой фотограф и его супруга. Сводчатый потолок помещения шестиметровой высоты дарит простор для создания двухуровневого пространства, освещенного панорамными арочными окнами. Форма арки повторяется в светильниках.

Открытая, просторная гостиная стала центром в едином пространстве квартиры. Кухня с отдельной кладовой переходит в столовую. Зоны для работы фотографа – гардероб, гримерная – выходят к фотозоне. На антресолях находятся спальня с гардеробом и санузлом и рабочий кабинет с домашней библиотекой.

Сочетание кирпича и стекла выступает лейтмотивом в интерьере. Кирпич используется в конструкции отдельных предметов мебели: кладка на фасаде кухонного острова и журнальный столик на опоре из кирпича. Высокие сводчатые потолки подчеркнуты подвесными светильниками необычной формы.


3-е место в номинации «Кирпичный интерьер»:
«Квартира фотографа»


Автор: Анастасия Попова, Санкт-Петербург


Квартирой в Ленинградской области владеют молодой фотограф и его супруга. Сводчатый потолок помещения шестиметровой высоты дарит простор для создания двухуровневого пространства, освещенного панорамными арочными окнами. Форма арки повторяется в светильниках.

Открытая, просторная гостиная стала центром в едином пространстве квартиры. Кухня с отдельной кладовой переходит в столовую. Зоны для работы фотографа – гардероб, гримерная – выходят к фотозоне. На антресолях находятся спальня с гардеробом и санузлом и рабочий кабинет с домашней библиотекой.

Сочетание кирпича и стекла выступает лейтмотивом в интерьере. Кирпич используется в конструкции отдельных предметов мебели: кладка на фасаде кухонного острова и журнальный столик на опоре из кирпича. Высокие сводчатые потолки подчеркнуты подвесными светильниками необычной формы.


Лучший проект в номинации «Кирпичная реконструкция»:
«Сон о дымовых трубах и дирижаблях»
Авторы: Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург

Кирпичные дымовые трубы являлись неотъемлемой частью любого промышленного города. Эти конструкции, когда-то служившие для отвода дыма от заводских предприятий, сегодня представляют собой объекты с высокой культурной ценностью, которые рассказывают о развитии городской инфраструктуры и об экономической жизни города ушедших эпох.

В настоящее время неиспользуемые трубы в лучшем случае декорация для городской среды, а в худшем и вовсе лишний артефакт.

Проект на примере Санкт-Петербурга демонстрирует возможность реконструкции труб с целью их сохранения. Также затронута транспортная проблема современной городской среды. Дирижабли служат «небесным общественным транспортом», остановки которого – те самые дымовые трубы. Их использование не только снизит нагрузку на уже перегруженные улицы, но и добавит новую визуальную составляющую в городской пейзаж. Особенность дирижабля в том, что для него нет необходимости приземляться ради загрузки и выгрузки пассажиров, достаточно лишь состыковаться с посадочным пунктом.

Лучший проект в номинации «Кирпичная реконструкция»:
«Сон о дымовых трубах и дирижаблях»


Авторы: Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург

Кирпичные дымовые трубы являлись неотъемлемой частью любого промышленного города. Эти конструкции, когда-то служившие для отвода дыма от заводских предприятий, сегодня представляют собой объекты с высокой культурной ценностью, которые рассказывают о развитии городской инфраструктуры и об экономической жизни города ушедших эпох.

В настоящее время неиспользуемые трубы в лучшем случае декорация для городской среды, а в худшем и вовсе лишний артефакт.

Проект на примере Санкт-Петербурга демонстрирует возможность реконструкции труб с целью их сохранения. Также затронута транспортная проблема современной городской среды. Дирижабли служат «небесным общественным транспортом», остановки которого – те самые дымовые трубы. Их использование не только снизит нагрузку на уже перегруженные улицы, но и добавит новую визуальную составляющую в городской пейзаж. Особенность дирижабля в том, что для него нет необходимости приземляться ради загрузки и выгрузки пассажиров, достаточно лишь состыковаться с посадочным пунктом.
2-е место в номинации «Кирпичная реконструкция»:
«Арт-центр Guild Arts»
Авторы: Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург

Guild Arts – это современная гильдия, объединяющая художников и ремесленников, которые работают в едином пространстве. В основе концепции – идея поддержки традиций и создание условий для сотрудничества и обмена знаниями. Это – место, где современное искусство и ремесло находят новые формы воплощения, опираясь на традиции прошлого.

Ремесленные мастерские: здание, в наибольшей мере сохранившее свой исторический облик, будет полностью отреставрировано и переоборудовано. Здесь мастера смогут работать, обучаться и передавать навыки новым поколениям, продолжая традиции. Выставочный комплекс: здание – не историческое, поэтому для его фасадов была выбрана облицовка кирпичом с декоративной кладкой, создающей визуальную связь с историческим контекстом. Арт-резиденция станет местом для проживания и работы приглашенных художников; здание уже имеет пристроенный второй этаж, поэтому было принято решение облицевать его металлическими панелями. Ключевой элемент концепции – центр искусства керамики, где будут проходить выставки и мастер-классы, осуществятся образовательные проекты; он станет платформой для создания сообщества, которое установит высокие стандарты качества произведений, поддержит художников, предоставляя ресурсы и площадки для их продвижения, а также вдохновит на обмен опытом и совместное творчество.

2-е место в номинации «Кирпичная реконструкция»:
«Арт-центр Guild Arts»


Авторы: Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург

Guild Arts – это современная гильдия, объединяющая художников и ремесленников, которые работают в едином пространстве. В основе концепции – идея поддержки традиций и создание условий для сотрудничества и обмена знаниями. Это – место, где современное искусство и ремесло находят новые формы воплощения, опираясь на традиции прошлого.

Ремесленные мастерские: здание, в наибольшей мере сохранившее свой исторический облик, будет полностью отреставрировано и переоборудовано. Здесь мастера смогут работать, обучаться и передавать навыки новым поколениям, продолжая традиции. Выставочный комплекс: здание – не историческое, поэтому для его фасадов была выбрана облицовка кирпичом с декоративной кладкой, создающей визуальную связь с историческим контекстом. Арт-резиденция станет местом для проживания и работы приглашенных художников; здание уже имеет пристроенный второй этаж, поэтому было принято решение облицевать его металлическими панелями. Ключевой элемент концепции – центр искусства керамики, где будут проходить выставки и мастер-классы, осуществятся образовательные проекты; он станет платформой для создания сообщества, которое установит высокие стандарты качества произведений, поддержит художников, предоставляя ресурсы и площадки для их продвижения, а также вдохновит на обмен опытом и совместное творчество.
3-е место в номинации «Кирпичная реконструкция»
«Храм Всех Святых»
Авторы: Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург

Реставрация – с частичной реконструкцией – православного храма Всех Святых, находящегося в Ленинградской области.

Гатчина, улица Солодухина, городское кладбище.

Концепция данного проекта предполагает частичную реконструкцию с восстановлением уникальных утраченных конструкций и сохранением важных исторических элементов кирпичного сооружения; утраты будут восполнены современным реставрационным кирпичом.
3-е место в номинации «Кирпичная реконструкция»:
«Храм всех святых»


Авторы: Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург

Реставрация – с частичной реконструкцией – православного храма Всех Святых, находящегося в Ленинградской области.

Гатчина, улица Солодухина, городское кладбище.

Концепция данного проекта предполагает частичную реконструкцию с восстановлением уникальных утраченных конструкций и сохранением важных исторических элементов кирпичного сооружения; утраты будут восполнены современным реставрационным кирпичом.
Почетной упоминание жюри:
«Поиск икигай»
Автор: Эльвина Ермолаева, Санкт-Петербург

В конце Кирпичной улицы, среди других шумных улиц и высотных строений, возносится архитектурное произведение – кирпичное здание, словно крепость обнимающее своих гостей. Это не просто ресторан; это – место, где каждый может совершить внутреннее путешествие в поисках своего уникального икигай – смысла жизни.

Поднимаясь на 15 метров, посетители ощущают, как меняется атмосфера: от суеты внешнего мира к спокойствию внутреннего. Каждый метр вверх – это ступень к самопознанию. Двери открываются в зал, лишенный окон, где свет мягко рассеян, а звуки приглушены. Этот созданный мир без окон символизирует уход от внешнего воздействия, углубление в собственные мысли.

Почетное упоминание жюри:
«Поиск икигай»


Автор: Эльвина Ермолаева, Санкт-Петербург

В конце Кирпичной улицы, среди других шумных улиц и высотных строений, возносится архитектурное произведение – кирпичное здание, словно крепость обнимающее своих гостей. Это не просто ресторан; это – место, где каждый может совершить внутреннее путешествие в поисках своего уникального икигай – смысла жизни.

Поднимаясь на 15 метров, посетители ощущают, как меняется атмосфера: от суеты внешнего мира к спокойствию внутреннего. Каждый метр вверх – это ступень к самопознанию. Двери открываются в зал, лишенный окон, где свет мягко рассеян, а звуки приглушены. Этот созданный мир без окон символизирует уход от внешнего воздействия, углубление в собственные мысли.
Специальный приз от издательского дома «Балтикум»:
«Антиаквапарк»
Автор: Кирилл Гульченко, Санкт-Петербург

Парк Героев-пожарных в Санкт-Петербурге известен своими крупными водоемами. Раньше на этом месте располагался большой завод по производству кирпичей. Здесь раскапывались карьеры и добывалась глина. Затем производство приостановили, а вырытые карьеры было решено затопить – и сделать из них водоемы, которые сразу полюбились проживающим поблизости людям. Место стало популярным для отдыха. Сегодня же эти карьеры непригодны для плавания, и в данном проекте функция спа и аквапарка была взята за основу.

Дом имеет форму кирпичной башни, отсылающую нас к башням кирпичного завода. На каждом этаже представлен свой способ общения человека с водой. Пространство каждой комнаты по-разному взаимодействует с внешним миром, обладает собственным рисунком окон и проемов. Попадая в спа-комплекс, человек проходит через разные стадии расслабляющих и оздоравливающих процедур: начинает с полного погружения в воду, затем пробует различные виды плавания, медитации, термальные источники, бани и грязевые ванны и заканчивает массажем. Каждая следующая ступень позволяет человеку стать более расслабленным и парящим над землей.

Специальный приз от издательского дома «Балтикум»:
«Антиаквапарк»


Автор: Кирилл Гульченко, Санкт-Петербург

Парк Героев-пожарных в Санкт-Петербурге известен своими крупными водоемами. Раньше на этом месте располагался большой завод по производству кирпичей. Здесь раскапывались карьеры и добывалась глина. Затем производство приостановили, а вырытые карьеры было решено затопить – и сделать из них водоемы, которые сразу полюбились проживающим поблизости людям. Место стало популярным для отдыха. Сегодня же эти карьеры непригодны для плавания, и в данном проекте функция спа и аквапарка была взята за основу.

Дом имеет форму кирпичной башни, отсылающую нас к башням кирпичного завода. На каждом этаже представлен свой способ общения человека с водой. Пространство каждой комнаты по-разному взаимодействует с внешним миром, обладает собственным рисунком окон и проемов. Попадая в спа-комплекс, человек проходит через разные стадии расслабляющих и оздоравливающих процедур: начинает с полного погружения в воду, затем пробует различные виды плавания, медитации, термальные источники, бани и грязевые ванны и заканчивает массажем. Каждая следующая ступень позволяет человеку стать более расслабленным и парящим над землей.
Партнеры церемонии награждения