2-е место в номинации «Кирпичное общественное пространство»:
«Мемориальный сквер "Первым строителям Петербурга"»
Авторы: Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
При создании нового объекта амбициозные архитекторы зачастую преследуют цель поставить своеобразную точку, завершить облик той или иной территории. Хочется верить, что будущий проект всем придется по вкусу и ни время, ни антропогенные воздействия не поглотят его.
Реальное же положение дел несколько отличается: время – инструмент, неподвластный человеческим желаниям, даже самым благородным; оно безжалостно видоизменяет всё, что люди привносят в этот мир. А все архитектурные проекты, будь то здания, памятники, сады или площади, – лишь слои времени, калька («палимпсест»), многократно накладываемая на исходник.
Довольно ярким примером вышеизложенного является небольшое зеленое пятно на пересечении Сытнинской и Кронверкской улиц, когда-то здесь находились деревянная церковь и доходные дома. Не так давно территорию начали подготавливать к новому строительству, однако случилась неожиданная находка в виде скелетов 255 человек, которые были опознаны как рабочие, одними из первых задействованные в строительстве города на Неве. Такое событие, разумеется, помешало масштабным планам девелопера, и теперь территория «простаивает», время там отчасти застыло. Участок не остался без внимания урбанистов, культурологов и просто небезразличных граждан города, которые хотели бы видеть здесь нечто среднее между общественным садом и мемориальным пространством. Впрочем, ни одна инициатива до сих пор не была ясно презентована.
Анализируя историю участка и нынешнюю дискуссию вокруг него, мы склонились к необходимости спроектировать здесь мемориальный сквер, который будет являться не только местом памяти, но и общественным пространством, местом встреч и прогулок. Для реализации нашего замысла мы решили словно бы обнажить первый слой – то есть период, когда и самого города еще не существовало, а люди, чьи скелеты найдены на этой территории, возможно, и не знали, в каком масштабном строительстве им суждено быть задействованными.
Так, ландшафт постепенно понижается благодаря кирпичным ступеням, в центре участка появляется непроходимый остров деревьев, который олицетворяет Петербург до его строительства и является живым памятникам его создателям. Посетители мемориального сквера сначала проходят на площадь, покрытую кирпичом, и затем постепенно спускаются к истокам, отрываясь от привычного контекста и получая возможность соприкоснуться с очень далеким прошлым.